ГЛАВНАЯ    Новости    Как нас найти    Наши мероприятия    Контакты    Юмор    Задать вопрос    Форум   

! Фотоотчеты
Общая информация
Проживание в Карпатах
Индивидуальные туры (VIP рафтинг)
Дополнительные услуги
Достопримечатель- ности на маршруте
Партнерство
Школа инструкторов
Словарь рафтера
Словарь спелеолога

Основные термины и понятия в водном туризме

Водные препятствия

Интересные для всех форм спортивного сплава (рафтинг) помехи на реках и искусственных водоемах в случае достаточного наклона русла (не менее 3м спада уровня водоема на 1 км трассы). Препятствия могут формироваться из-за нагромождения камней и обломков скал в русле, неоднородности водного потока, извилистости реки и их различных комбинаций. Сложность препятствий увеличивается пропорционально их размерам, расхода воды, скорости течения, погодных условий. Наиболее характерные водные преграды - сливы, валы, бочки, шиверы. При их концентрации на участке реки формируются пороги. Именно благодаря этим препятствиям рафтинг отнесли к экстремальному спорту.

рафтинг

Сложность препятствия или маршрута можно оценить различными шкалами категорий сложности. В двух самых популярных, международной и отечественной, препятствия подразделяются на шесть категорий, от простейшей первой до максимально сложной и опасной шестой. Международная шкала ориентирована на классификацию технической сложности отдельных участков реки или препятствий, тогда как отечественная учитывает, помимо этого, автономность путешествия и протяженность маршрута в целом. Для оценки водного препятствия в обеих системах принимаются во внимание наклон русла и расход воды, концентрация элементов препятствия, их протяженность, возможность или невозможность обхода основных элементов порога по более спокойной воде, а также уровень опасности для жизни спортсмена. Иногда уровень сложности препятствия оценивают отдельно для разных типов спортивных судов.

 Слив (водослив, водоскат, водопад) формируется потоком воды, стекающей с одного камня, нагромождения камней или каскада в русле. Сложными для прохождения являются крутые (более 45 °) высокие сливы, соизмеримы по высоте с длиной судна. Несмотря на красоту и величие, особенно сложные и опасные водопадные сливы те, где масса воды стремительно падает со значительной высоты (иногда десятки метров). Практически всегда сливы сочетаются с другими препятствиями - валами и бочками. Именно слив становится часто причиной оверкиля и рафтинг на таких маршрутах требует дополнительных навыков.

катамаранингВалы (стоящие волны), неподвижные относительно берегов, формируются при набегании воды на пологие сливы, обычно в виде дорожки из нескольких валов. Сложные и опасные для прохождения мощные валы с пенным гребнем наверху, высота которых в реках с большим расходом воды может достигать трех и более метров.

Бочки (пенные ямы, котлы) формируются в месте падения воды с крутых сливов, при этом возникает участок вспененной воды с сильной вертикальной циркуляцией, порождающей встречное течение воды на поверхности бочки. При прохождении такого участка судно (рафт, каяк, байдарка) погружается в пенный котел, обратное течение тормозит движение судна, а поток воды, который падает со слива, с большой вероятностью может его опрокинуть. Катамаран перевернуть труднее, поскольку вода проходит между баллонами, а не заливает кокпит.

каякинг

 Порог - сочетание препятствий (валов, бочек, надводных и подводных камней), которые формируют участок реки повышенной сложности. Последовательное сочетание нескольких порогов называют каскадами, их сложный и опасный вид - каскады в каньоне, где поток ограничен отвесными скалами, создает множество специфических препятствий повышенной сложности и затрудняет обеспечение страховки при прохождении.

По сегодняшним меркам, спортивный сплав или рафтинг возможен по рекам с расходом от 5 кубометров воды в секунду и при уклоне русла до 100м на 1 км. Прохождению подлежат водопадные сливы до 30 м высотой, а также валы и бочки с геометрическими размерами, не превышающими длину судна вдвое.


Быстринка - участок реки, который имеет быстрое течение, но не имеет никаких водных препятствий.

Вертушка - упражнение для тренировки подъема винтом, заключается в его многократном применении с одной стороны, из-за чего достигается эффект вращения в воде.

 

Винт / винтом - способ восстановления стоячего положения лодки, после его переворота при помощи длинного дугового гребка под водой.

Герма - сокр. гермомешок.

Гидра - сокр. гидрокостюм.

Гортекс - дышащий водонепроницаемый материал.

Гребло - жарг. слово означает весло.

Двойка / тройка и т. д. - номер категории сложности реки или порога. Первая - самая легкая, шестая - максимально сложная.

Дека - верхняя несъемные часть шкуры байдарки, находящаяся над водой.

Дуговой гребок - гребок, который делается по дуге. Как правило, используется при необходимости в резком развороте лодки.

Живец - человек, который страхует рафтеров с берега с помощью спасконца.

Закусывание - явление, при котором напор воды начинает давить на верхнюю часть лодки, что часто приводит к перевороту.

Зацеп - вид гребка, позволяющий сохранить устойчивое положение при резкой перемене направления потока.

Каноэ - лодка, кокпит которого оборудован устройствами для коленной посадки, приводится в движение веслом с одной лопаткой.

Кат / катамаран - средство для сплава и рафтинга, сконструированный из двух надувных баллонов, соединенных прямоугольным каркасом.

Катетер - переходник для надувания спасательных жилетов, баллонов и другой сплавного инвентаря.

Каяк - одноместный лодка, приводимая в движение веслом с двумя лопастями. Он же - одноместная байдарка.

Кильсон - деталь байдарки, проходящая вдоль дна, и является основой для крепления всех остальных деталей.

Кокпит - внутреннее пространство лодки, в котором находится рафтер.

Котел / унитаз - несколько бочек, которые образуют полукольцо таким образом, что вода спадает только со стенки котла.

Крокодил - (реч.) жарг. слово, которое используется при опиcании такого водного препятствия, в котором завихрение водного потока неизбежно давит на внешнюю поверхность лодки, создавая ощущение "проглатывания" лодки.

Лагом - положение, при котором лодка находится боком к потоку.

Неопрен - теплоизолирующий материал, который при намокании задерживает воду и нагревает ее за счет температуры тела человека, которое он плотно облегает, в результате чего получается теплоизолирующая прослойка, позволяющая находиться в ледяной воде до 15-20 минут. Неопреном называют все виды одежды, изготовленные на его основе.

Опора - движение веслом, позволяющее опереться на воду во избежание переворота.

Очко - верхняя кольцевая часть кокпита, через которую рафтер влезает в байдарку или каяк.

Плесо - участок реки или водоема, где течения или нет совсем, или она не ощущается.

Поганка - водная преграда, образованная мощным подводным источником, бьет на поверхность, вследствие чего образуется грибовидное выступление.

Подгребцы - самодельная конструкция на плотах, на которую, как на подставку, опирается весло.

Прижим - место в пороге, где основное русло заметно прижимается к одному из берегов. Обычно прижимы образуются на поворотах реки с сильным течением.

Притяжка / оттяжка - боковое движение веслом, который притягивает / оттягивает воду от лодки. Используется рафтерами, сидящими спереди на катамаране, для быстрого поворота.

Пролив - узкая река, которая соединяет два озера.

Пушка - сиденье для гребца на катамаране в виде треноги или надувное.

Рафт - широко распространенный в мире тип судна, который используется для сплава по самым сложным рекам, чаще коммерческого, но так же и спортивного назначения.

Рафтинг - сплав (чаще групповой) по бурной (белой) воде, часто связан с мощной инъекцией адреналина. Иногда под рафтингом подразумевают любое мероприятие на воде с использованием в качестве судов рафтов. Например, рыбалка с борта рафта.

Рафтер - человек, задняя точка которого касалась хотя бы один раз борта рафта, а руки сжимали весло и совершали, пусть и хаотические, гребки в бурной воде.

Рычаг / рычагом - способ восстановления стоячего положения лодки после переворота посредством гребка, направленного перпендикулярно корпусу лодки в вертикальной плоскости.

Свеча - положение, при котором лодка находится вертикально в воде.

Слив - водная преграда, которая выглядит как пологий скат воды.

Спасконец / морковка / граната - веревка с поплавком и карабином на конце, используемая для страховки в пороге.

Стан - каркас катамарана.

Стрингер - деталь байдарки, проходящая параллельно кильсону.

Степень - часть порога, выделяющаяся от остальных частей отсутствием резкого перепада высоты падения воды.

Табань - пассивное торможение, посредством фиксирования весла в воде.

Траверc - пересечение потока против направления течения.

Тюлений / Клифф старт - прыжок в воду на лодке (гребец находится в лодке) из любого выступления или части суши.

Улово - место в пороге, где течение направлено против основного течения потока, или отсутствует. Уловы обычно располагаются за грядами камней, на внутренних сторонах поворотов, за большими камнями, не залитыми водой и т.д.

Упоры - выступы в кокпите, куда упираются ноги гребца.

Фальшборт - деталь байдарки, крепящий на себе верхние части шпангоутов.

Фартук - покрытие верхней части байдарки, используемое для предотвращения попадания воды внутрь.

Чалка / чалится - значит причаливание, причаливать.

Шивера / перекат - мелкий некатегорийных порог, что затрудняет прохождение из-за присутствия большого количества камней, которые торчат.

Шкура / калоша - водонепроницаемое тканевое покрытие байдарки.

Шпангоут - деталь байдарки, крепящаяся к кильсону перпендикулярно, и несет на себе все стрингеры.

Цевьё - стержень весла, на который крепятся лопатки.

Юбка - водонепроницаемая деталь лодки (байдарка, каяк), которая одним кольцом надевается на очко или кольцо фартука, а другим плотно облегает тело гребца во избежание попадания воды в лодку.

Язык - основное направление движение течения в пороге.